АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 68
Зарегистрирован: 06.06.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.01.11 23:01. Заголовок: Фильмы в жанре нуар


Нуа́р (фр. film noir — «чёрный фильм») — направление в американском кинематографе 1940-х — начала 1950-х годов, которое запечатлело атмосферу пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, свойственную для американского общества после Великой депрессии и в годы Второй мировой войны.

Эпоха классического нуара заключена между фильмами «Мальтийский сокол» (1941) и «Целуй меня насмерть» (1955). На создании нуаров специализировались режиссёры Роберт Сьодмак, Отто Премингер и Фриц Ланг; свой вклад в развитие жанра внесли такие крупные мастера, как Билли Уайлдер и Альфред Хичкок. Эталонные образы частных детективов и негодяев в фильмах этого направления создали Хамфри Богарт, Дэна Эндрюс, Берт Ланкастер и Орсон Уэллс. «Роковых женщин» в нуарах играли почти все голливудские кинодивы того времени, в частности, Рита Хейворт, Джоан Кроуфорд, Лорен Бэколл, Барбара Стэнвик и Джин Тирни.

В сценарном плане нуар отталкивался от американской школы «крутого детектива» (англ. hard-boiled fiction), а в отношении кинематографии многие приемы были позаимствованы из арсенала немецкого экспрессионизма (таких фильмов, как «М» Фрица Ланга)[1]. Помимо самого Ланга, многие мастера нуара (Премингер, Сьодмак, Уайлдер) прошли закалку в немецком кинематографе довоенного времени. Фильмы-нуар снимались и за пределами США — в Великобритании, во Франции и в Японии.

Терминология и определения

Термин «чёрный фильм» или «фильм нуар» был введён французскими критиками в 1946 году для обозначения стиля, приобретшего популярность в американском кино в середине 40-х годов. Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия и тёмное освещение сцен, как правило, ночных. Женщины, как правило, выступают в качестве лживых персонажей, которым нельзя доверять; с другой стороны, именно они мотивируют действия главных героев мужского пола.

Единого мнения относительно природы фильма-нуар у киноведов и историков кино не существует. Широкий обзор различных точек зрения на этот вопрос сделан Джоном Белтоном в статье «Рыцари доро́ги фильмов-нуар» для журнала «Брайт Лайтс Филм» (англ. Bright Lights Film). Среди многочисленных исследователей выделяются группы авторов, видящих «нуар» в рамках представлений о жанре; авторов, определяющих его через стилистические, преимущественно изобразительные, особенности; и авторы, пытающиеся определить «фильм-нуар» принципиально иначе.

Единого общепринятого определения феномена «нуар» в киноведении не существует. Этот термин применяется к группе фильмов, снятых в Голливуде в военный и послевоенный периоды, которые являются своего рода эталоном понятия «нуар» в кино. Часто его определяют как особый жанр киноискусства или субжанр драмы (Джеймс Дэмико, Фостер Хирш). Вместе с тем, ряд критиков возражают против этого, отмечая, что фильмы-нуар — это явление внежанровое (Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон), среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но и вестерны, и даже комедии.

В зависимости от выбранной дефиниции к нуару относят либо не относят проблемные с жанровой точки зрения фильмы — это триллеры в стиле Хичкока (от «Ребекки» до «Ночи охотника»), достаточно лёгкие, не лишённые оптимизма романтические ленты на военно-шпионские темы (как, например, знаменитая «Касабланка», «Иметь и не иметь» Г. Хоукса, «Дурная слава» Хичкока), а также остросюжетные триллеры, действие которых происходит в викторианскую эпоху («Газовый свет» Дж. Кьюкора, «Подозреваемый» и «Винтовая лестница» Р. Сьодмака).

Художественные особенности
Кадр из фильма «Двойная страховка» Билли Уайлдера
<\/u><\/a>

Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуар»:

* Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены; дневные сцены высоко контрастны.
* В кадре преобладают вертикальные и косые линии, свет падает через жалюзи наподобие тюремной решётки. Лица героев часто отражаются в зеркалах либо показаны через дымчатое стекло.
* Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере.
* В традиции немецкого экспрессионизма изобилуют искажённые ракурсы: камера часто запечатлевает героев либо место действия сверху, с непривычно тупого либо острого угла.
* «Чёрному фильму» ближе по духу методичное, размеренное нагнетание напряжения от диалога к диалогу (т. н. саспенс), а не суета, погони, потасовки (т. н. экшн).
* Естественная «среда обитания» не отягощённых моральными принципами героев — большой город-лабиринт в целом и его криминальная обочина в частности. Действие часто происходит в барах, мотелях, увеселительных заведениях, подпольных залах для азартных игр.
* Мотив воды: дождь, влажные поблескивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар. Клубы дыма и туман (в нуарах часто курят) не только добавляют фильму загадочности, но и частенько скрывают обшарпанные декорации.
* Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации (часто это следствие спешки съемочной группы либо экономии на услугах сценаристов).
* В фильмах часто используется низкая точка съёмки, широкоугольным объективом или под голландским углом.


Эволюция


Несмотря на узкие рамки нуаровой стилистики, «чёрный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах. С нуаром перекликаются многие фильмы Альфреда Хичкока, хотя даже в 1940-е годы его творчество несводимо к этому направлению. Элементы нуара прослеживаются в гангстерском вестерне «Высокая Сьерра» с Хамфри Богартом в главной роли, вышедшем на экраны в январе 1941 г. Через несколько месяцев Богарт сыграл главную роль в первом «чистом» примере жанра — детективе Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941). Именно этот фильм ввёл в американское кино тип жёсткого, циничного героя и образ расчётливой, корыстной женщины, раз за разом предающей его. И то, и другое резко контрастировало с жизнерадостными голливудскими героями довоенного времени.

Конвейерное производство нуаров начинается в 1944 году. Как раз в это время Американская киноакадемия закрепила за нуаром почётное место в голливудской иерархии жанров, наградив главными призами фильм Билли Уайлдера «Двойная страховка». (Фильм ужасов, скажем, не считался жанром серьёзным и не мог претендовать на «Оскары» в главных номинациях). Уайлдер снял фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице и по сочетанию цинизма и пессимизма был для того времени беспрецедентным.

Типичный образ из фильма-нуар

Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставили американцев посмотреть в лицо реальности. «Чёрные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у авторов «крутых» детективов — таких, как Р. Чандлер (серия фильмов о Филиппе Марлоу), Д. Хэммет («Стеклянный ключ»), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды»), К. Вулрич («Чёрный ангел»). В титрах классических нуаров можно увидеть имена и более интеллектуальных авторов — У. Фолкнера («Глубокий сон») Э. Хемингуэя («Убийцы»), К. Одетса («Срок истекает на рассвете») и др.

Своеобразный вклад в эволюцию нуара внесли мелкие студии, которые специализировались на малобюджетных лентах категории «Б»: такие фильмы снимались ночью, при минимальном освещении и часто за пределами дорогостоящих студийных декораций. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссеры, как Э. Дж. Улмер («Объезд», 1945) и Э. Дмитрык («Перекрёстный огонь», 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтуэя и др., вывели Голливуд за пределы «гламурных» студийных декораций и приблизили фильмы к реальной жизни того времени (ср. неореализм).

С восстановлением послевоенной экономики к американцам начинает возвращаться уверенность в светлом будущем. По мере роста оптимистических настроений нуары вытесняются на обочину кинопроизводства. Начиная с 1948 года всё чаще появляются крупнобюджетные нуары в цвете, действие переносится далеко за город, подчас в жаркие страны («Леди из Шанхая», «Риф Ларго», «Ниагара»). Вместо тёмных, плохо освещённых подворотен экран всё чаще заливает солнечный свет; иногда для обозначения этой группы фильмов вместо «фильм-нуар» применяется контрастное наименование — «фильм-солей» (film soleil, «солнечный фильм»). После 1955 года интерес к нуару в Голливуде и других странах сходит на нет; в бокс-офисе его вытесняют такие жанры, как пеплум, романтическая комедия и мюзикл.

Мода на нуар возвращается в 1990-е годы, причём действие ряда новых нуаров помещено в классические для жанра послевоенные годы («Секреты Лос-Анджелеса», 1996), большая же часть «чёрных фильмов» построена на современном материале («Подозрительные лица», 1995). Едва ли не первым «нео-нуаром» принять считать «Китайский квартал» Романа Поланского (1974). В современном кинематографе нуаровая стилистка растворена в различных дозах в фильмах самых разных жанров и направлений, включая вестерны («Старикам тут не место»), комедии («Фарго»), фантастические блокбастеры («Бегущий по лезвию», «Тёмный город») и даже авторское кино с налётом сюрреализма (вышедшие в 2000-е годы фильмы Д. Кроненберга и Дэвида Линча).

Ранний нуар

* июль 1940 — «Они ехали ночью» Рауля Уолша
* август 1940 — «Незнакомец на третьем этаже» Бориса Ингстера (часто называется первым «истинным» фильмом-нуар)
* октябрь 1941 — «Мальтийский сокол» Джона Хьюстона (эталон жанра)
* май 1942 — «Оружие для найма» Фрэнка Таттла
* октябрь 1942 — «Стеклянный ключ» Стюарта Хайслера
* январь 1943 — «Тень сомнения» Альфреда Хичкока

Зрелый нуар

* февраль 1944 — «Леди-призрак» Роберта Сиодмака
* сентябрь 1944 — «Двойная страховка»[2][9] Билли Уайлдера
* октябрь 1944 — «Лора» Отто Премингера и «Министерство страха» Фрица Ланга
* ноябрь 1944 — «Женщина в окне» Ф. Ланга
* декабрь 1944 — «Убийство, моя милая»[2] Эдварда Дмитрыка
* сентябрь 1945 — «Милдред Пирс» Майкла Кёртиса
* октябрь 1945 — «Заворожённый» А. Хичкока и «Падший ангел» О. Премингера
* ноябрь 1945 — «Потерянный уикэнд» Б. Уайлдера и «Объезд» Эдгара Г. Ульмера
* декабрь 1945 — «Бог ей судья» Джона М. Сталя, «Загнанный в угол» Э. Дмитрыка и «Улица греха» Ф. Ланга
* февраль 1946 — «Гилда» Чарльза Видора
* апрель 1946 — «Голубой георгин» Джорджа Маршалла
* май 1946 — «Почтальон всегда звонит дважды» Тэя Гарнетта и «Чужестранец» Орсона Уэллса
* июль 1946 — «Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна
* август 1946 — «Глубокий сон» Говарда Хоукса, «Дурная слава» А. Хичкока и «Убийцы» Р. Сиодмака
* октябрь 1946 — «Тёмное зеркало» Р. Сиодмака
* ноябрь 1946 — «Погоня» Артура Рипли и «Подводное течение» Винсента Миннелли
* январь 1947 — «Девушка в озере» Роберта Монтгомери
* июнь 1947 — «Грубая сила» Жюля Дассена
* июль 1947 — «Одержимая» Кёртиса Бернхардта
* сентябрь 1947 — «Тёмный коридор» Делмера Дейвса
* ноябрь 1947 — «Из прошлого» Жака Турнёра
* май 1948 — «Обнажённый город» Ж. Дассена
* июнь 1948 — «Леди из Шанхая» О. Уэллса
* июль 1948 — «Риф Ларго» Дж. Хьюстона
* сентябрь 1948 — «Извините, ошиблись номером» Анатоля Литвака и «Плач города» Р. Сиодмака
* декабрь 1948 — «Сила зла» Абрахама Полонски
* январь 1949 — «Крест-накрест» Р. Сиодмака
* сентябрь 1949 — «Белая горячка» Р. Уолша
* ноябрь 1949 — «Водоворот» О. Премингера

Поздний нуар

* январь 1950 — «Без ума от оружия» Джозефа Льюиса и «Дело Тельмы Джордон» Р. Сиодмака
* апрель 1950 — «Мёртв по прибытии» Рудольфа Мате
* март 1950 — «Дом у реки» Ф. Ланга
* май 1950 — «Асфальтовые джунгли» Дж. Хьюстона и «В укромном месте» Николаса Рэя
* июнь 1950 — «Там, где кончается тротуар» О. Премингера
* август 1950 — «Бульвар Сансет» Б. Уайлдера
* октябрь 1950 — «Тёмный город» Уильяма Дитерле
* февраль 1952 — «На опасной земле» Н. Рэя
* январь 1953 — «Ниагара» Генри Хатуэя
* апрель 1953 — «Попутчик» Иды Лупино
* октябрь 1953 — «Большая жара» Ф. Ланга
* февраль 1955 — «Большой ансамбль» Дж. Льюиса
* май 1955 — «Целуй меня насмерть» Роберта Олдрича
* сентябрь 1955 — «Поцелуй убийцы» Стэнли Кубрика
* май 1956 — «Пока город спит» Ф. Ланга и «Убийство» С. Кубрика
* сентябрь 1956 — «За пределами разумного сомнения» Ф. Ланга
* декабрь 1956 — «Не тот человек» А. Хичкока
* июнь 1957 — «Сладкий запах успеха» Александра Маккендрика
* май 1958 — «Печать зла» О. Уэллса

Фильмы других стран, снятые в нуаровой стилистике

* «Пепе-ле-Моко» Жюльена Дювивье (1936)
* «Ворон» Анри-Жоржа Клузо (1943)
* «Одержимость» Лукино Висконти (1943)
* «Третий человек» Кэрола Рида (1949)
* «Бездомный пёс» Акиры Куросавы (1949)
* «Ночь и город» Жюля Дассена (1950)
* «Не тронь добычу» Жака Беккера (1954)
* «Мужские разборки» Жюля Дассена (1955)
* «Боб — прожигатель жизни» Жана-Пьера Мельвиля (1955)
* «Дьяволицы» Анри-Жоржа Клузо (1955)
* «Лифт на эшафот» Луи Маля (1957)
* «Загнанный волк» Ясудзо Масумуры (1960)
* «На ярком солнце» Рене Клемана (1960)
* «Стреляйте в пианиста» Франсуа Трюффо (1960)
* «Невеста была в чёрном» Франсуа Трюффо (1968)
* "Сирена с «Миссисипи» Франсуа Трюффо (1969)
* «Кровавая свадьба» Клода Шаброля (1973)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет